В разделе «Девять заповедей тщеславного музыканта» мы, музыканты “Post factum”, попытались дать свой ответ на вопрос о том, чем необходимо обладать команде, чтобы завоевать успех. В настоящем разделе мы обращаемся к тем, кто еще только вступает на путь музыкальных достижений, с желанием поделиться приобретенными знаниями. А именно, мы расскажем о том, как добиться, чтобы выше перечисленные «заповеди» исполнялись. Заранее приносим извинения тем людям, которые ничего нового и полезного из данного раздела не извлекут.
1. Необходимо стремиться в первую очередь к мелодичности песен, причем мелодия должна быть не искусственной, а живой. Она должна быть красивой, одухотворенной, запоминающейся.
2. Музыка не должна быть монотонной, предсказуемой, «квадратурной». Музыкальное произведение должно обладать оригинальной композицией (порядок следования музыкальных частей, вставок), по ходу композиции желательно стремиться, чтобы каждая часть была необходимой (чтобы не было частей, которые можно было бы легко «выкинуть» из песни). При повторении одной и той же части несколько раз в течении музыкального произведения необходимо ее с каждым разом немного видоизменять или дополнять новыми партиями. В длинном музыкальном произведении желательно вставлять между частями «разбавляющие», заостряющие внимание слушателей вставки. Не желательно всегда играть «квадратами», иногда предпочтительнее асиметрия. Везде и во всем нужен музыкальный вкус, который необходимо вырабатывать годами, прослушивая в больших количествах творения предшественников.
3. При исполнении темы или промежуточных сольных партий важен подбор инструментов. В одной и той же теме или сольной партии возможно чередование нескольких инструментов или дополнение одного инструмента другим. Партия каждого инструмента должна быть необычной. Не желательно играть типовые гитарные или барабанные ритмы, типовые переходы на бас-гитаре, типовой фон или аккомпанемент на клавишных и т.д. Важно, чтобы партии всех инструментов хорошо сочетались вместе. Должна получиться оригинальная и благозвучная (хотя, не обязательно благозвучная) гармония. Инструментальные партии должны нести задуманный смысл, идею произведения, должны быть образными – передавать какие-либо эмоции, изображать явления или предметы. Если на музыку наложен текст – должны соответствовать теме и идее текста. В этом состоит принцип художественности музыкального произведения.
4. При написании песни группой совместно, каждому музыканту нужно прикладывать все свои силы и творческие возможности, чтобы до конца понять идею песни (!), и соответственно ее развить и усовершенствовать. Не нужно лениться переделать партию или придумать другую, если первоначальная не достаточно хороша для данного произведения.
5. При исполнении песни группой, каждый ее член должен четко и отточено воспроизводить свою партию, вкладывая соответствующие эмоции. Также задача каждого музыканта группы во время исполнения – уметь слушать остальных ее представителей. Исполнение всех партий должно быть взаимозависимым и слаженным.
6. У музыкантов должен быть свой неповторимый взгляд на жизнь и ее явления (т.е. мировоззрение), своя интересная (!) характеристика и оценка этих явлений. Причем, все члены группы должны приблизительно сходиться и разделять точки зрения друг друга. Т.е. у музыкантов должен быть свой общий мир (внутренний мир группы) со своими «понятиями» (в обоих смыслах слова), определениями, образцами поведения, законами и т.д., который они должны углублять и обогащать, а также отображать его в песнях – конкретных продуктах этого мира. Для этого необходимо по жизни изучать различные материалы, свидетельства, факты биографий известных достойных людей. Ведь тем они и известны и интересны, что их мир и продукты этого мира чем-то отличались от мира и продуктов общества (поймите правильно).
7. Если команде удалось в какой-то степени создать уникальный внутренний мир, то можно считать подбор музыкантов по характеру, темпераменту, мировоззрению, вкусам, пристрастиям и т.д. удачным. Подбор инструментов же принципиальной роли не играет. Единственно, если группа хочет играть, например, рок, ей будет проблематично это сделать с набором музыкантов, включающим исключительно скрипача, саксофониста и флейтиста. Разумеется, для удачного подбора музыкантов последние должны быть творческие люди, не обделенные слухом, умеющие высказывать свою точку зрения и слушать точку зрения других, понимающие, что для успеха необходимо реальное стремление каждого.
8. Желательно вести активно-пассивный образ жизни. Т.е. активно изучать мир, жизнь, общество и т.д., искать суть явлений и процессов в этом мире, их причины, назначение и т.д. посредством общения с обществом, наблюдения, участия в мероприятиях самого разного характера. И в то же время, уметь уходить от мирской суеты для анализа увиденного и услышанного, извлечения необходимой информации, систематизации знаний и созидания своего видения увиденного и услышанного. В этом суть пассивного образа жизни. А также, в умении и терпении изучать мир не по собственному опыту, а по опыту предшествующих поколений, обобщенному в книгах, музыке, кинематографии и т.д.
9. Желательна полная свобода расходования музыкантами их личного времени, освобождение от посторонних забот, преимущественная концентрация усилий в одном направлении.
10. Желательно писать песни на злободневные темы. Если проблема стара, но актуальна, необходимо стремиться предлагать оригинальный способ ее решения и описывать ее в необычном аспекте.
11. Музыкальное произведение должно перманентно удерживать внимание слушателей. Для этого желательно вставлять разнообразные музыкальные акценты, экспрессию, неожиданные паузы, смены ритмов и т.д. Вокальная партия также должна заставлять людей ее слушать. Ее мелодия должна нести в себе неожиданные повышения или понижения, акценты, резкое обрывание фраз и т.д. Желательна оригинальность исполнения, использование различных голосовых приемов. Что касается текста песни, он тоже должен заставлять в него вслушиваться, благодаря ярким эпитетам, метафорам, образам, сравнениям и другим средствам художественной выразительности. Желательно наличие в тексте оригинальных штампов, риторических вопросов, обращений, использование вводных слов и междометий (разумеется, во всем должна быть мера и вкус), скрытых или открытых призывов, обращенных к публике и т.д.
12. Важное значение имеет (особенно в наши дни) искусство «раскрутки», или так называемый промоушен. Но, музыканты не должны сами себя раскручивать (по крайне мере они могут этим заниматься на первых порах). Они должны заниматься своим делом. И не направлять энергию и нервы в чуждое им (музыкантам) русло. Поэтому, здесь остается пожелать найти талантливого маркетолога (как правило, по совместительству – продюсера, директора, промоутера и т.д.).
13. Многие команды добивались успеха не имея в арсенале многого из того, что выше перечисленно. Вообще, чтобы добиться успеха вовсе не обязательно приводить рок-группу в соответствие со всеми пунктами «заповедей». Это программа-максимум. Это те условия, которые наверняка обеспечат успех. Здесь важно сказать о случае. Группа, которая не имеет особого внутреннего мира, не имеет возможно никакой политики «раскрутки», никаких «полезных» связей и завидного материального положения может просто случайно оказаться в нужном месте и в нужное время. И один только момент решит всю ее судьбу. Правда, потом ей все равно придется достигать всего того, чего она не успела сделать будучи никому неизвестной. Новый статус этого потребует рано или поздно. Закон спроса и предложения пока еще никто не отменял. Ведь важно не только чего-то достичь единовременно. Важно суметь закрепить результат. И постоянно доказывать всем и себе соответствие тому уровню, на котором группа находится в данный период времени. Здесь можно посоветовать только постоянно «бдить» на «музыкальном посту» и пытаться прогнозировать исходы и возможности тех или иных музыкальных мероприятий. И в случае чего, умело воспользоваться ситуацией.
14. На сцене группа должна смотреться, как группа, а не как стадо баранов. Важную роль играет имидж команды. Он должен соответствовать музыкальному стилю, внутреннему миру группы, личностным особенностям музыкантов. И должен быть единым для всей группы. Недопустимо (или нежелательно) резкое отклонение хотя бы одного музыканта от общего имиджа команды. С другой строны, нельзя вдаваться в другую крайность – точная подгонка всех под одного. Имидж группы может меняться со временем. И более того – он должен меняться. Поведение музыкантов на сцене, их внешний вид могут (и может быть даже – должны) шокировать публику, но шок не должен быть отталкивающим, играющим против команды. Музыканты должны выглядеть стильно, аккуратно, охотно задерживать на себе взгляд слушателей. Необходимо точно подметить внешние достоинства и недостатки облика музыканта и соответственно подчеркнуть или скрыть их. Музыканты должны показывать публике оригинальные образцы поведения, делиться со зрителями своим внутренним миром, оставляя в то же время элемент недосказанности.
15. Желательно каждому музыканту группы обладать навыками игры на различных инструментах для лучшего понимания своих согруппников.
16. Сами инструменты должны быть наилучшего качества (как бы ни говорили некоторые люди, что профессионал на любом инструменте сыграет одинаково хорошо, это не так. По крайней мере, это так только для тех людей, которые так говорят, потому что они просто не замечают разницы). От отдачи инструмента многое зависит. На любом инструменте можно сыграть чисто, но на одном можно сыграть более тонко, а на другом – более грубо. То же касается музыкальной аппаратуры. Она должна быть не просто хорошего качества, но и унифицированной и комплектующейся.
Советы можно продолжать давать долго. И некоторые из них довольно банальны и очевидны любым начинающим музыкантам. Поэтому нет смысла продолжать, тем более, что самое главное уже сказано. Если у вас найдется что-нибудь в добавление перечисленному, будем рады, если вы пришлете нам это.
Надеемся советами угодить.
С уважением, музыканты “Post factum”.